Индексация тарифов на электроэнергию для населения с 1 июля 2025 года заложена на уровне 12,6%, с 1 июля 2026 года - 5,2%, с 1 июля 2027 года - на 4%. Соответствующие цифры приводятся в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2025-2027 годы, внесённом 30 сентября Правительством в Госдуму вместе с бюджетным пакетом. Документ рассматривает вероятный сценарий развития мировой и российской экономики и социальной политики в трёхлетний период.
В тексте документа отмечается, что такой прогнозный рост ожидается "в связи с корректировкой прогнозного уровня инфляции и темпов индексации оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, а также реализацией крупных инвестиционных проектов в электроэнергетике".
Индексация тарифов ЖКХ с 1 июля 2025 года составит в среднем 11,9%. С 1 июля 2026 года тарифы ЖКХ будут в среднем проиндексированы на 5,4%, с 1 июля 2027 года на 4,8%. Как сообщалось, с 1 июля 2024 года индексация тарифов ЖКХ в среднем составила 9,8%.
"В 2025 году индексация совокупного платежа граждан будет формироваться от прогнозируемой инфляции и темпов изменения цен (тарифов) в сфере газоснабжения и в электроэнергетике. Кроме того, в период 2025-2027 годов при утверждении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для ресурсоснабжающих организаций будет сформирована дополнительная выручка под реализацию инвестиционных программ и проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры (дополнительно 1,5% к выручке ежегодно). С учётом этих факторов индекс платы граждан за коммунальные услуги прогнозируется в 2025 году на уровне 11,9%, в 2026 году - 5,4%, в 2027 году - 4,8%", - говорится в прогнозе. Таким образом, к 2027 г. предполагается, что тарифы на ЖКУ вырастут на 23,6% относительно текущего уровня.
Тарифы на газ для населения с 1 июля 2025 года будут проиндексированы на 10,3%, в 2026 году - на 4,3%, в 2027 году - на 4%. В документе отмечается: "С целью обеспечения надёжности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения индексация в 2025 году оптовых цен на газ для всех категорий потребителей будет проведена на уровне 10,3%".
При этом в намеченной на середину 2025 года индексации цены на газ для электроэнергетики и ЖКХ поднимутся на 21,3%. Эти цены не пересматривались с 1 декабря 2023 года, когда ставки для остальных категорий промышленности выросли на 10%. В середине 2024 года они индексировались на единый процент - 11,2%. Таким образом, в середине 2025 года цены на газ для всех категорий промышленных потребителей снова выровняются.
"Для обеспечения равномерности распределения налоговой нагрузки между промышленными потребителями газа дополнительно на 11% будут повышены оптовые цены только для организаций электроэнергетики и предприятий ЖКХ. Также это уберёт дифференциацию размера оптовых цен на газ внутри категории прочих потребителей", - комментируют этот момент авторы макропрогноза.
Появление в ценовом устройстве рынка третьей регулируемой цены - для энергетики - сильно ударило по ликвидности биржевых торгов газом. Отдельная категория потребителей подразумевает уплату специфического размера НДПИ, что невозможно дифференцировать в условиях анонимности биржевой торговли. В результате "Газпром" почти полностью прекратил участие в торгах газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
Летом 2026 года намечено повысить цены для всех категорий потребителей на 4,3% (ранее планировалось на 4% и на 3% для населения), на середину 2027 года пока намечена 4-процентная индексация цен для всех категорий. "В 2026-2027 годах рост регулируемых цен на газ вернётся к исторически принятым значениям, не превышающим прогнозную годовую инфляцию", - ожидают авторы прогноза.
Индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным газопроводам в 2025 году запланирована в размере 11,3% (прежний план 7,2%), в 2026 году - 9,3% (4%), в 2027 году - 9% (4%). "Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям будет увеличена на 5% в 2025, 2026 и 2027 годах относительно размера прогнозной среднегодовой инфляции. В то же время в отношении отдельных регионов и газораспределительных организаций тариф будет определяться, исходя из экономически обоснованных программ газификации и устанавливаемой регионами специальной надбавки", - поясняется в документе.
Индексация тарифов электросетевых компаний на передачу электроэнергии в РФ для всех категорий потребителей с июля следующего года может составить 11,6%. Речь идёт о росте показателя к уровню на 1 сентября 2024 года, отмечается в документе. Ранее, в прежней версии макропрогноза от апреля этого года, речь шла об увеличении сетевых тарифов для промышленности на 6%.
При этом индексация тарифа на передачу по единой энергосети ("тариф ФСК" - ред.), может с июля 2025 года составить 11,5% против апрельских 6%. Кроме того, этот показатель не учитывает надбавку "на поэтапное доведение мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС, на период до 2025 года включительно в размере по 2,5% ежегодно" до её (мощности - ред.) фактического значения. То есть фактически речь может идти о еще большем росте "тарифа ФСК" - на 14%.
Как говорится в документе, рост тарифа сетевых компаний в 2026 году может составить 6,3%, в 2027 году - 4,1%. Непосредственно тариф на передачу по единой сети может увеличиться на 8,5% в 2026 году и на 7% в 2027 году.
В документе также отмечается, что эти прогнозы представлены без учёта "индивидуальных решений Правительства РФ, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности и решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней тарифов".
Федеральная антимонопольная служба прокомментировала опубликованный прогноз, заявив, что индекс платы граждан и допустимые отклонения устанавливаются индивидуально для каждого города на основании решений глав субъектов РФ. Отмечается, что ведомство ведёт мониторинг всех изменений тарифов; кроме того, с 2023 года территориальные антимонопольные органы наделены полномочиями по проверке утверждённых тарифов. Это позволило двукратно повысить раскрываемость нарушений законодательства по сравнению с 2023 годом. Сумма экономически необоснованных средств, предписанных ФАС России к исключению в 2024 году, составляет 8,2 млрд рублей.
По материалам:
https://peretok.ru,
https://peretok.ruhttp://www.energosovet.ru